5 причин для обращения в "Капитал - недвижимость"

  • 20 лет безупречной работы на рынке недвижимости
  • Высочайшая репутация среди коллег и клиентов
  • Профессиональные консультации в сфере недвижимости
  • Анализ целесообразности покупки или продажи объекта
  • Прозрачность размера вознаграждения за наши услуги

Мертвый сезон для инвесторов

Несмотря на проекты связанные с будущей Олимпиадой, которые являются катализатором южного рынка, а также на интерес россиян к курортам Краснодарского края, юг России не слишком привлекает инвесторов. Огромное количество инвестиционных проектов во все времена было визитной карточкой российского юга. В рамках международных выставок, эти самые проект инвесторам активно предлагали девелоперы и местные власти. Последняя выставка MIPIM исключением не стала. Администрация Краснодарского края снова вошла во вкус амбициозных проектов. Стоит сказать, что ставка делается в данном случае на рекреационные комплексы. Такой подход является логичным, если учесть географическое расположение, а также нехватку инфраструктуры в этой курортной зоне.

Участники делегации Краснодарского края предложили посетителям выставки строительный проект в городе Анапа, который предусматривает возведение района курортно-рекреационного типа, под названием «Высокий берег». Участок, который был отведен под проект, равен 80 гектарам и находится он на черноморском берегу. Запланированная численность жителей будущего микрорайона составляет более 16 тысяч человек. В рамках проекта планируется также создание гостиничных комплексов, вместимостью 1,4 тысячи мест, а также кафе, баров и ресторанов. Для гостей и жителей «Высокого берега» создадут спа салон и лечебный центр, а также развлекательные комплексы. Инвесторов, которые желают вложить в Краснодарский край 600 миллионов евро, в данный момент нет.

Краем заявлены и проекты меньших масштабов, также не заинтересовавшие инвесторов. Например, спа-комплекс, который собираются построить на территории Горячего Ключа, общая площадь которого составляет 6,5 тысяч квадратных метров. Предположительная стоимость проекта 20 миллионов евро. Вспомним также спортивный комплекс, получивший имя «Атлант», который включает подземную автостоянку, теннисные корты, спортивные площадки открытого типа, стадион (4,5 тысячи зрителей), ледовый каток, плавательный бассейн, развлекательный центр, спортивный комплекс (440 мест). Венчает это все входящая в состав проекта гостиница, площадь которой равна 15 тысяч квадратных метров, а вместимость - 150 мест. Площадь, которую намерены сдать в аренду равна 60 тысячам квадратных метров. Полная стоимость проекта составляет 57,5 миллионов евро.

Также активность показали частные компании. К примеру, «НДВ-Недвижимость» презентовала на MIPIM пятизвездочный жилой комплекс города Сочи, под названием «Морская симфония». Даже в период кризиса, юг России активно развивался, чему способствуют олимпийские проекты. Именно они стимулируют строительную отрасль. В сложившихся условиях наблюдается большое число проектов в различных сегментах недвижимости. Кроме очевидного развития инфраструктуры спортивного направления, наиболее мощный толчок получил гостиничный сектор. Однако, инвесторы не спешат входить в гостиничные проекты. Зарубежные компании согласны выступать в проектах в качестве проектировщиков, архитекторов, консультантов, партнеров, но они опасаются принимать риски финансирования проектов России на себя. К сожалению, неоспоримый факт то, что уровень обоснованности и проработки многих проектов, по прежнему далек от европейских стандартов. Многие из них не полностью обосновывают рыночные риски и экономическую эффективность.

Курорты Краснодарского края остро нуждаются в инвестициях

Так как в России практически нет реального и позитивного опыта реализации курортно-рекреационных масштабных проектов, следовательно, для инвесторов Краснодарского края подобный фактор является дополнительным риском. Именно поэтому, несмотря на всю перспективность курортно-рекреационной зоны данного региона инвесторы не торопятся с вложениями и строительством. Дмитрий Золин считает, что дополнительным отрицательным фактором для иностранцев также служит существующая бюрократическая система, сложности которой могут очень сильно уменьшить доходность проекта.

Еще один серьезный минус для инвестирования в развитие курортов Краснодарского края – сезонность. Это можно решить с помощью строительства более развитой инфраструктуры (сейчас нет больших участков с хорошими инженерными коммуникациями) и новые рекреационные объекты, которые могли бы стать всесезонными. Без этого рентабельность инвестиций Илья Володько прогнозирует только отрицательную.

Однако, нам также необходимо отметить, что государство планировало создание особых экономических зон рекреационного типа. К сожалению, данный проект так и остался не реализованным.

В данный момент, когда строительная деятельность региона переживает свой бум в связи с олимпиадой в Сочи, имеется ряд трудностей и препятствий. Среди них можно выделить такие: задержка сроков строительства олимпийских объектов, постоянные изменения в управляющем составе, что совсем не помогает улучшить ситуацию.

Операторы наготове

Курортная прибрежная зона Черного моря – массовый рынок в России. Загрузка отелей три звезды здесь достаточна приемлема. При этом востребованы и более качественные и дорогие проекты – четыре звезды, пять звезд. В середине прошлого года был открыт новый пятизвездочный отель Gelendzhik Spa & Resort. И сейчас он показывает очень хорошие для первого года работы результаты.

Не смотря на это данный рынок скорее стагнирующий, чем развивающийся или стабильный. Большая часть застройки осуществляется частными предпринимателями и представлена в виде мини-отелей. Исключение составляют лишь объекты, возводимые к Играм 2014 года и которые являются обязательными в рамках этой программы. Это довольно странно, так как интерес гостиничных операторов к этим местам достаточно высокий. Именно из-за отсутствия уже полностью отстроенных больших отелей, международные операторы предпочитают брать в управление объекты олимпийских проектов. Например, Compagnie des Alpes (Франция) уже подписала договор с «Роза Хутор», а Accor (международный гостиничный оператор) заключил договор на управление отелем «Mercure Роза Хутор» города Сочи сроком на целых пятнадцать лет! Там же будут открыты и два первых в России отеля международной сети Golden Tulip Hospitality. Открытие первого из них запланировано уже на декабрь этого года. Это будет гостиница на 148 номер уровня три звезды. Второй отель будет готов в 2012 году. Он расположен в самом центре курорта «Роза Хутор». Tulip Inn Rosa Khutor будет более высокого уровня – четыре звезды и 163 номер, из них – 12 люксов. Ожидается, что в этом отеле будет эксклюзивный ресторан Golden Tulip.

Также сейчас проходит поиск гостиничного оператора OOO «Топ Проджект». Там 2300 номеров и расположены они в Имеретинской низменности. Все это только благодаря Олимпийским играм 2014 года. Гостиничные сети признают, что интересует их именно это событие, а не Черноморские курорты сами по себе.

При этом следует заметить, что гостиничные операторы сами не инвестируют собственные деньги в строительство новых отелей. Они оставляют за собой лишь функцию управления. Поэтому Илья Володько считает, что реальный выход на рынок региона гостиничных операторов произойдет только в том случае, если будут найдены инвесторы для строительства.

Дмитрий Золин считает, что такой низкий уровень интереса гостиничных операторов к проектам в рекреационной зоне Краснодарского края обусловлен тем, что нет внятной градостроительной политики региона, инфраструктура находится на низком уровне и отсутствует понимание перспектив после проведения Олимпийских игр 2014 г.

И, несмотря на то, что рекреационные проекты интересны широкому кругу инвесторов и гостиничных операторов, желающих вкладывать свои деньги в строительство, среди них практически нет. Поэтому многие проекты, вполне возможно, останутся только на бумаге. Это может изменить только государство, так как бюрократия и высокие административные риски – самые большие факторы, которые останавливают реальных инвесторов.

Все статьи


5 причин для покупки в АН "Капитал"

  • 20 лет безупречной работы на рынке недвижимости
  • Высочайшая репутация среди коллег и клиентов
  • Профессиональные консультации в сфере недвижимости
  • Анализ целесообразности покупки или продажи объекта
  • Прозрачность размера вознаграждения за наши услуги