Архитектор Михаил Филиппов — о красоте
Михаил Филиппов – представитель течения неоклассики. Он предпочитает арки и колонны сложным формам современности. Кроме того, этот человек опирается в своих устремлениях на неоспоримую идеологическую базу. Филиппов признает, что классика – это единственно возможная форма архитектуры, а современная архитектура – это лишь дизайн. В настоящее время быть «ретроградом» с неоспоримым талантом, оказалось выгодно. Михаил Филиппов как архитектор сегодня очень востребован. Он строит огромный жилой комплекс в северо-западной части Москвы под названием «Маршал», а также Итальянский квартал, расположенный в центре столицы. В минувшем году согласно его проекту было начато возведение «Горки Города» в поселке Красная Поляна к будущей Олимпиаде. В среде архитекторов к приверженцам неоклассики относятся отстранено, оценивая их «свысока». Михаил Филиппов возводя арки, колонны, пытаясь окунуться в прошлое в мире современных форм, чувствует себя партизаном, примиряющим маску мессии. Этот человек пытается вернуть в архитектуру классическое понимание красоты. Если взглянуть на исторически ценные города, рождается то самое ощущение красоты. В таких городах, прежде всего, привлекает градостроительная красота, а уже после этого внимание переходит на архитектуру.
Современная архитектура, безусловно, интересна, но градостроительной красоты она лишена. За вторую половину ХХ века во всем мире было построено в десятки раз больше, по сравнению со всей предыдущей историей. Однако парадокс заключается в том, что даже с второстепенным европейским историческим городом не в силах конкурировать ни один современный мегаполис. Современная архитектура имеет оттенок непостоянства, так как представляет собой разновидности дизайна. Она не является архитектурой в истинном смысле этого слова. Дизайн в своих эстетических принципах противоречит ценностям устойчивой классической архитектуры. Дизайн искажает основополагающие понятия о красоте.
Современная архитектура создается согласно пяти принципам архитектуры Корбюзье. Смысл их в необходимости создавать неустойчивую форму, содержащуюся в устойчивых конструкциях. Результатом этого подхода являются движущиеся, летящие дома-корабли, дома-аэробусы. В этих принципах есть все, за исключением устойчивых форм, а также понятий настоящей архитектуры. В нынешней архитектуре обилие эстетики космоса, обилие стекла. Дома превратились в летающие тарелки. На самом деле ордерная архитектура, или архитектура, созданная в соответствии с устойчивыми формами – это единственно возможная форма архитектуры. В качестве аналогии можно сказать неоспоримую истину о том, что человеческое тело представляет собой единственно возможную форму человеческого тела. Архитектура, как и тело, моде не подвластна. Заметим, что природа человеческой одежды не изменилась с древнейших времен. Ее цель – поддерживать красоту тела человека в его неизменной форме. Современная архитектура перешла грань самой себя, став безобразной. Современная архитектура создана для потребительского общества. Непрерывная перемена моды на архитектуру, также является элементом потребительского общества. Моду меняют, для того, чтобы увлечь людей, заставляя непрерывно приобретать новое, пытаясь угнаться за тенденциями. Характер потребления не совместим с понятием архитектуры. Архитектура не должна быть временной.
Покупая дома и квартиры, люди желают их сохранить для своих внуков. О какой вечности может идти речь, если небоскребы Нью-Йорка способны в среднем просуществовать всего 16 лет. Проектировщик небоскребов в проектной документации обязан предоставить смету по сносу небоскреба. Сравнивая фотографии Нью-Йорка разных лет, найдем подтверждение того, что небоскребы непрерывно сносят, возводя вместо них другие. Недвижимость, которая всегда оставалась основным залогом и фондом капиталовложений, сегодня не выполняет данную функцию. Подобный упаковочный дизайн может двигаться из супермаркетов на мусорные площадки. Потребить — значит уничтожить. Общество потребления представляет собой общество уничтожения. Культура гибнет в мусорном потоке. Вряд ли кто-то решится снести дом, построенный в XIX веке. Такие ценные сооружения подлежат реставрации. В равной степени никто не захочет рассматривать вариант реставрации дома, построенного в период второй половины XX века. Кроме всего прочего, снос дома представляет собой наибольший ущерб для экологии. Главным экспортером сомнительных материалов для строительства является Китай. В былые времена дом создавали, как скульптуру.
Не маловажную роль имеет духовное начало. Линия неба отражает представление людей о высшем и низшем. Все европейские города имели линию неба, украшенною куполами церквей и колокольнями. Градостроительные регуляции во все времена были крайне жесткими для городских зданий. В Петербурге, Риме, Париже отметка карниза зданий закреплялась на уровне от 19,5 до 25 метров. Выше чем на семь этажей строительство недопустимо. Данная высота позволяет куполу любого храма, возвышающемуся на 30-ти метровую высоту доминировать над городом. В этом и заключается привычное представление о городской красоте. Высотные здания, по сути, опускают Церковь до уровня подвалов.
Даже говоря о прекраснейшем городе Париже нельзя не заметить, как безжизненно выглядят здания, сооруженные в соответствии со всеми правилами модернизма в 1970 годы. В этом смысле намного более изысканными кажутся даже советские постройки того же периода. В них талант раскрыт в большей степени и чувствуются колоссальные знания людей, которые их возводили. Продолжая тему Европы, стоит вспомнить, как разрушился дворец «Финляндия». В нем была применена модная облицовочная система, но тонкие итальянские мраморные плиты не вынесли финского климата.
Среди модернистского течения, конечно же, встречаются талантливые работы, но это совсем иная архитектура – краткосрочная, и со своей задачей она бесспорно справляется. Противоположную грань отражает традиционная архитектура. Даже будучи руиной, она способна быть великолепным градостроительным и архитектурным феноменом. Основной принцип классики — возвращение к красоте. Современное создание дома проходит в несколько этапов. Архитектор делает толстым карандашом небольшой эскиз. После представленную формальную идею стараются довести до функциональности здания при помощи нагромождения дополнительных конструкций. Форма здания сегодня не имеет смысла, и выбирается, как правило, наугад. Все модернисты похожи один на другого. Среди них можно отметить лишь несколько человек, которые действительно создают оригинальные проекты (Заха Хадид).
Напротив, случайностей в классической архитектуре не существует. Привязка стен и габариты здания определяются четко. Чтобы нарисовать идеально просчитанный объем крыши, измерять ось заданной стены, нужно в точности знать свесы карнизов. Свес карниза рассчитывается по функции от диаметра данной колонны ордерного решения. Ордер — система крайне жестких пропорций. Классическая архитектура начинается с создания идеально точного рисунка здания, на котором просчитываются габариты и строительные оси будущего сооружения. Функции здания исходят из его габаритов. Из эскиза видна площадь, расположение помещений и многое другое. Таким образом, рождается органическая архитектура с неповторимым интерьером. В таких зданиях функционирует принцип устойчивости. Он выражается в расширении здания книзу - утончении его верхней части. Каждый из выносных элементов таких архитектурных сооружений обладал поддерживающей деталью. Формы свешивающихся и поддерживающих деталей могут быть лишь каноническими. Художественный код, несмотря на разнообразие вариантов нуждается в канонах. Канон, однако, сам по себе очень разнообразен.
Проект Михаила Филиппова «Горки Город» на Красной Поляне действительно уникален. Он, по сути, является городом и содержит в себе две отдельные части. Отметка 540 метров выше уровня моря проектируется Михаилом Филипповым лично. Отметка 760 метров – творение рук замечательного Санкт-Петербургского архитектора Максима Атаянца. Объект является будущей медиадеревней, в период Олимпиады здесь будут проживать журналисты. Однако это также инвестиционный проект. Олимпиаде необходимо 2500 квартир и номеров, после соревнований эта недвижимость перейдет в распоряжение частных владельцев.
Когда инвесторы приступили к анализу истории постолимпийского применения недвижимости в различных столицах прошедших зимних Олимпиад, оказалось, что стандартный тип медиадеревни экономически невыгоден. По данным исследований успех курортов напрямую зависит от экономической составляющей. Если местность не имеет исторических памятников, нужно заняться созданием среды, в которой гостям будет интересно пребывать. Необходимо, чтобы эта среда была схожа с исторической. Историческую среду многие воспринимают в качестве формы. К примеру, прогуливаясь в Санкт-Петербурге, невозможно представить, что в послевоенное время город практически полностью был отстроен из руин. Во многих исторических городах новые структуры часто являются повторением старых. Пьяццо Република в Риме представляет собой часть терм Диоклетиана. Пьяцца Навона наложена на древнейший цирк Агона. Таким образом, происходит наложение разных времен.
В «Горки Городе» создается пересечение различных структур. Участок проекта располагается вдоль горной реки Мзымта. На ее берегах будет создана длинная набережная. Создается впечатление, что подъемник устроен в греческом античном храме. Будут созданы уютные дворы, площади и улочки. На набережной различные исторические европейские стили будут плавно переплетаться друг с другом. На другом берегу реки Мзымта будет рассоложен амфитеатр, в котором будут проходить концерты и спектакли. Также будет возведен храм. Детский парк будет представлять собой макет греческой Олимпии. После Олимпиады все это сохранит воспоминания о ней. Проект будет в чем-то напоминать Венецию: постоянные культурные события, масса ресторанов и магазинов. В этом городе жизнь станет интереснее.
5 причин для покупки в АН "Капитал"
- 20 лет безупречной работы на рынке недвижимости
- Высочайшая репутация среди коллег и клиентов
- Профессиональные консультации в сфере недвижимости
- Анализ целесообразности покупки или продажи объекта
- Прозрачность размера вознаграждения за наши услуги