Рынок недвижимости в Сочи и PR-услуги
О коммуникационных услугах
Ни для кого не секрет, что недоверие к застройщикам явилось последствием экономического кризиса. И если ранее строители недвижимости не сомневались, что все и так будет куплено, то теперь они вынуждены прилагать определенные усилия, нацеленные не только на организацию продаж и формирование популярного продукта, но и на формирование положительного информационного фона. Роль всеобщей известности и благоприятной репутации организации после возникшей паники, когда, казалось бы, что роста продаж больше никогда не будет, снова возрастает. Поэтому вероятно, что застройщику, сумевшему после 2008 года успешно реализовать один проект, удастся легче продать следующий, тогда, как действия новичка будут вызывать подозрение и первоначально он будет вынужден доказать свою благонадежность словом и делом.
В то же время, преследуя цель сократить финансовые издержки на волне общего тренда, очень многие «игроки» рынка аннулировали или подвергли существенному сокращению свои PR-отделы. В итоге, когда рынок более или менее пришел в себя и наиболее жизнестойкие организации решили вернуться к должной информационной поддержке, оказалось, что заниматься ею попросту некому. Также на сцену не преминули выйти прежние компании «середнячки», увидевшие в ситуации возможность прорваться в лидеры рынка и, конечно, с помощью тех же PR-инструментов. На повестке дня встал вопрос о том, как без должного опыта организовать подобную деятельность и осуществлять дальнейшее продвижение компании?
На данный случай предусмотрено три варианта:
- набор нового персонала
- прибегнуть к помощи агентства
- скомбинировать первый и второй пункты
Новые участники рынка нередко сталкиваются с трудностями, связанными с собственной некомпетентностью и ошибочными точками зрения касательно деятельности PR-агентств в области недвижимости. В связи с этим стоит более подробно рассмотреть это узкоспециализированное, но чрезвычайно важное направление на современном рынке недвижимости.
Актуальность PR-услуг
Согласно имеющейся у нас информации, возникло мнение, что лишь малая доля сочинских строителей недвижимости прибегает к помощи PR-агентств. Посему нашим главным интересом стало то, есть ли в целом у компаний опыт «общения» с PR-агентствами. Наши догадки в большей степени подтвердились: исходя из полученных данных по этому вопросу, 95 % застройщиков Сочи не считают нужным взаимодействовать с PR-агентствами. И лишь незначительная их часть ранее работала с агентствами, но только до тех пор, пока не наступил кризис. Оставшиеся 5% застройщиков продолжают и по сей день сотрудничать с PR-агентствами, но этих клиентов скорее можно отнести к классу девелоперов, занимающихся возведением элитной недвижимости на побережье. То есть большая часть застройщиков прибегает к помощи PR-агентств при желании организовать, к примеру, разовую акцию, либо, желая «подработать» и на проекте в Сочи, при условии, что есть основной строительный девелопмент в каком-нибудь российском мегаполисе. Если иначе, то инвесторы из столицы и других крупных городов с развитой строительной инфраструктурой, в Сочи также имеют свои единичные проекты, а, значит, PR-агентства привлекаются тоже свои.
Важно заметить, что игроки российского рынка недвижимости совсем недавно увидели необходимость в наличии подразделений профессионалов, занимающихся связями с общественностью, что уж тут скажешь о привлечении специалистов со стороны. Даже существует мнение, что обращение за помощью к PR-специалистам началось не более трех лет назад. При этом нередко даже среди «продвинутых» организаций PR-отдел (департамент/служба) представляет единственный человек - PR-менеджер и пресс-секретарь в одном лице. Нередко у таких «новаторов рынка» деятельность по PR-сопровождению относится к отделу маркетинга, в силу чего должность начальника такого подразделения в одной из вариаций звучит как «директор по маркетингу и PR». Или, к примеру, это может быть сотрудник, изначально имеющий ряд своих обязанностей, но получивший PR-функции «в нагрузку» и его также называют «главным по маркетингу». Для небольших «семейных» компании характерно, когда сам генеральный директор реально оценивает возможности предприятия и прибегает к помощи специалистов, то есть берет PR-услуги на аутсорсинг.
Сотрудничество с PR-агентствами
Осуществив анализ современного рынка недвижимости, мы пришли к еще одному неутешительному заключению: кто-то по сей день не до конца осознает, что такое «пиар», путает его с рекламой, не понимает, в чем суть деятельности, что могут дать и чего ожидать от PR-агентств. Важно осознавать, что PR – это не только организация рекламных компаний и публикация статей рекламного характера. PR – это всегда комплекс мероприятий, направленных на продуманное, грамотное и планомерное освещение бренда застройщика, его объекта недвижимости и т.д. в СМИ. И опять же, это лишь часть необходимых для получения положительного эффекта действий. Логично, что один PR-менеджер далеко не всегда может справиться с поставленными задачами. Как раз в этих случаях целесообразно принять помощь PR-агентства, а собственный пиарщик будет отслеживать их деятельность.
В сфере PR-услуг одной из самых востребованных и нужных считается организация комментарийной активности, цель которой - увеличение уровня упоминаемости компании, ее продуктов или услуг в СМИ. При общении со СМИ осуществляется:
- налаживание связей
- создание и рассылка пресс-релизов
- инициирование запросов об услуге/продукте
- применение ранее наработанных медийных связей
- организация call-центров и горячих линий
- подготовка комментариев и интервью от лица компании по запросам СМИ и т.д.
В целом данная услуга представляется агентством в качестве абонентского обслуживания. Но самое ценное, что клиенту может дать PR-агентство и чего обычно клиенту и недостает в силу разнонаправленности основного вида деятельности, так это коммуникативные возможности и медиа-связи. Ввиду этого слабая заинтересованность девелоперов в желании взаимодействовать с профессионалами кажется странной. Ведь такие наработки у строительной компании вряд ли имеются, а скромный рекламный отдел или даже единственный менеджер вряд ли справятся на соответствующем уровне с данным пластом работ. Посему стоят в Сочи никому не известные новостройки, а потенциальным покупателям приходится в самостоятельном режиме и по крупицам собирать сведения о заинтересовавшей их недвижимости на курорте.
Причины выбора
На сегодняшний день на рынке коммуникационных услуг работает несколько PR-агентств, специализирующихся сугубо на недвижимости или же считающих данную направленность превалирующей. Думается нам, что сотрудничество с такими агентствами для игроков рынка наиболее рационально, так как это небольшие компании с фиксированным штатом работников, российским капиталом и оценивающие свои услуги значительно дешевле, нежели международные конторы и PR-агентства с «раскрученным» именем для крупных клиентов с внушительными бюджетами. При этом они ничуть не уступают, а, может, даже превосходят своих именитых коллег в знании рынка. Однако на данный момент в сфере PR-услуг нет абсолютных брендов – агентств, получивших всеобщую популярность среди компаний по рынку недвижимости. Что, как нам кажется, может говорить о том, что, во-первых, строительные организации проявляют мало интереса к подобного рода услугам, а, во-вторых, агентствам явно не хватает самопродвижения.
На рынке Сочи немаловажную роль при принятии решения о том, стоит ли прибегать к PR-услугами, играет либо личное знакомство руководителей столичных девелоперов, занимающихся бизнесом в Сочи, с PR-агентствами, либо рекомендации, поступившие от бизнес-партнеров. Для остальных, этот эффективный и действенный инструмент рынка по-прежнему находится за гранью понимания, а его необходимость - неосознанный факт. Для остальных, эта реальная возможность для раскрутки собственного бизнеса расценивается как лишняя статья расходов, и прибегнуть к этому методу продвижения они будут готовы лишь в том случае, если какое-либо PR-агентство будет активно, настойчиво и убедительно. Впрочем, иногда складывается впечатление, что и сами PR-агентства не сильно торопятся обосноваться на сочинском рынке недвижимости, стоящему на втором месте по дороговизне в России.
5 причин для покупки в АН "Капитал"
- 20 лет безупречной работы на рынке недвижимости
- Высочайшая репутация среди коллег и клиентов
- Профессиональные консультации в сфере недвижимости
- Анализ целесообразности покупки или продажи объекта
- Прозрачность размера вознаграждения за наши услуги