5 причин для обращения в "Капитал - недвижимость"

  • 20 лет безупречной работы на рынке недвижимости
  • Высочайшая репутация среди коллег и клиентов
  • Профессиональные консультации в сфере недвижимости
  • Анализ целесообразности покупки или продажи объекта
  • Прозрачность размера вознаграждения за наши услуги

Введение налога на недвижимость – а все ли так гладко?

Основная суть налога заключается в том, что в 2013 году налог на недвижимость должен заменить земельный и имущественный налоги. Следует заметить, что фискальная новация в первую очередь может нанести удар по тем малообеспеченным гражданам, которые поневоле оказались владельцами дорогостоящих объектов недвижимости. Соответственно, жертвами налога на недвижимость могут стать, к примеру, пенсионеры, которые проживают в центре российских городов, в то время, как богатые россияне, как и прежде, «договорившись» с местной администрацией, вполне могут освободиться от этих обременительных поборов. Похоже на то, что наши чиновники, еще не осознали в полной мере тот факт, какими же опасностями грозит простым гражданам введение этого спорного налога. Наше «заботливое» правительство настаивает на максимально быстром введении в Российской Федерации единого налога на недвижимость, который призван заменить существующие на сегодняшний день земельный и имущественный налоги.

Настаивает вот уже на протяжении 10 лет. Тем не менее, введения фискальной новации назначено на 1 января 2013 года. Речь о налоге на недвижимость берет свое начало с нулевых годов. Предполагается ввести в нашей стране единый налог на объект недвижимости, который будет носить обязательный характер и для физических, и для юридических лиц. Он должен устанавливаться на основе кадастровой, то есть фактически рыночной, стоимости недвижимости и направляться в местные бюджеты, поэтому власти рассматривают налог на недвижимость как один из основных источников самофинансирования для муниципалитетов. Его задача состоит в том, чтобы частично освободить федеральный Центр от бюджетной ответственности за местный уровень. Минфином в 2001 году была разработана инициатива относительно введения налога на недвижимость, а уже в 2004 году Государственная дума приняла в первом чтении данный законопроект. Тем не менее, дальше этого дело не пошло, поскольку власти опасались того, что неприятным налогом могут разбудить в народе протест. Но уже весной 2009 года премьер-министр России Владимир Путин заявил о том, что с 2010 года необходимо возобновить работу над введением единого налога на недвижимость. Эта идея нашла поддержку и в лице президента Дмитрия Медведева.

В сентябре минувшего 2011 года, в рамках проведения очередного съезда партии «Единая Россия», премьер министр сообщил о том, что для обеспечения социальной справедливости с более обеспеченных граждан необходимо взимать повышенные налоги на потребление, недвижимость и имущество. Исходя из этого, стало ясно то, что правительство не намерено отказываться от фискальных новаций, оно лишь выжидает подходящее время. На сегодняшний день правительство находится в сложной ситуации – с одной стороны, налог на недвижимость может грозить ростом социального недовольства, но с другой стороны, в очередной раз откладывать его введение нельзя, поскольку в этом случае власти подчеркнут собственную несостоятельность.

Тем не менее, на сегодняшний день для введения налога на недвижимость отсутствует самое главное – наличие полноценного, всеобщего кадастра, а соответственно отсутствует первичная информация о том, какая недвижимость имеется в стране и ее цена на рынке недвижимости. Об этом уже не однократно упоминали как разработчики «Стратегии-2020», так и представители различных государственных организаций. В частности, указывалось то, что в настоящее время на целые поселки отсутствует регистрация, соответственно на бумаге они не существуют, поэтому нет возможности их проконтролировать.

Из вышесказанного следует только то, что в подобных условиях вводить налог на недвижимость в России не только рано, но даже опасно, поскольку существует целый ряд нерешенных системных проблем. Нет ясности относительно того, существует ли на сегодняшний день единый объект недвижимости. Власти так и не сумели тщательно продумать все необходимые этапы введения нового налога - не спрогнозированы экономические последствия от таких фискальных новаций, отсутствует детальная информация относительно льготных режимов, а также ставок и шкалы, по которым должен взиматься данный налог.

Но вся соль заключается в том, что непродуманность формальных процедур – это лишь полбеды, поскольку в настоящее время в стране отсутствует четкое разграничение государственной собственности между субъектами и муниципалитетами. Согласно имеющимся данным, на сегодняшний день около 97,2% занимает площадь федеральных земель и лишь 2,1% – это площадь субъектов, а 0,7% – является площадями муниципалитетов. В своем преимущественном большинстве, муниципалитеты не имеют необходимой документации относительно территориального планирования - ни правил землепользования, ни генеральных планов, которые по своей сути и являются основой кадастра. Также, отсутствует однозначная и полная классификация объектов недвижимости в жилом и нежилом фондах.

Еще одним камнем преткновения является то, что по сей день в стране отсутствует полноценный фонд данных кадастровой оценки объектов недвижимости. Исходя из этого, можно смело утверждать о непрозрачности той оценки, которую органы власти заказывают сами, поскольку для выявления реальной рыночной стоимости объектов недвижимости необходима хоть какая-то база для сравнения. Например, необходимы данные относительно инвентаризационной стоимости недвижимости, которые и будут представлять собой тот минимум, от которого в дальнейшем можно будет рассчитывать рыночную стоимость. Результат отсутствия таких данных ведет к тому, что во многих муниципалитетах рыночная стоимость объектов недвижимости в основном зависит от воли местных администраций, а также от их квалификации и умения оценивать объекты недвижимости. Помимо отсутствия базы, необходимой для сравнения, также нет и установленной универсальной методологии, на основе которой может быть определена рыночная стоимость. Это является результатом того, что между муниципалитетами и местными органами власти отсутствует взаимодействие и коммуникация.

Все это может в будущем обернутся не только серьезными региональными и муниципальными диспропорциями, но и ростом социальной напряженности в стране. Такие необдуманные действия могут закончиться тем, что в различных регионах страны за аналогичную недвижимость люди будут платить различную сумму налога. Все это ведет к краху идеи социальной справедливости, а борьба с коррупцией значительно усложняется.

Еще меньше ясности вызывает расчет той площади, которая не будет облагаться налогом на недвижимость. Пока что речь идет о 55 кв. м в квартирах и 6 сотках земельного участка. Однако необходимо отметить, что эти цифры не являются окончательными. Также, не исключено, что установив определенную грань, местные власти в ответ станут повышать ставки налога, поскольку муниципалитету никто не мешает назначать максимальную ставку из всех возможных.

Исходя из всех перечисленных выше причин, чиновники профильных ведомств уже косвенно признали тот факт, что данные проблемы действительно существуют и требуют незамедлительного разрешения, а сам налог на недвижимость может стать непосильным бременем для граждан.

Все статьи


5 причин для покупки в АН "Капитал"

  • 20 лет безупречной работы на рынке недвижимости
  • Высочайшая репутация среди коллег и клиентов
  • Профессиональные консультации в сфере недвижимости
  • Анализ целесообразности покупки или продажи объекта
  • Прозрачность размера вознаграждения за наши услуги